Давай начнем с того, какое место спорт играл в твоей жизни. Расскажи про свое увлечение спортом в юношестве.
Я родился в Самаре. В моем детстве по телевизору из спорта показывали в основном футбол. Я как раз застал тот самый «бум» «Крыльев Советов», когда они сначала вышли в финал Кубка России, а затем взяли историческую «бронзу» чемпионата России в 2004 году. Видел, как город стоял на ушах. Помню, что творилось, когда «Крылья» обыграли голландский «АЗ» в Кубке УЕФА. Это было просто безумие.
Затем, в 2007 году я абсолютно случайно попал на баскетбольный матч и обомлел, сразу же влюбившись в баскетбол. Причем наша команда ЦСК-ВВС была полнейшим аутсайдером и проигрывала практически всем подряд. Тогда в команде был американец Марки Перри. Он завораживал своей игрой, отгружал по 40 очков УНИКСу и другим топам. Меня очень привлек баскетбол: своей динамикой, эмоциями. Казалось, что это больше, чем просто игра — целая жизнь, а не просто вид спорта. Футбол сразу отошел на второй план. Мне всегда нравился спорт, всякие активности, но когда в 12 лет попал на баскетбол — жизнь разделилась на «до» и «после».
Многие из тех, кто сейчас работает в сфере спорта, занимались в спортивных школах и секциях в детстве. У тебя был такой опыт?
Больше нет, чем да. В детстве я часто болел, и меня не отдавали в секции, тем более в какой-то контактный вид спорта. Я совсем немного занимался настольным теннисом и чуть больше пулевой стрельбой из винтовки. Мне было интересно, и кто знает, может было бы какое-то будущее, но подходили экзамены в школе и нужно было готовиться к ним, поэтому и стрельбу пришлось бросить. Мы часто играли во дворе в футбол, мне нравилось кататься на лыжах зимой. Но какого-то прям именно занятия спортом, с тренировками и сборами — не было.
Когда у тебя не получилось с профессиональным спортом, были мысли, что эта сфера для тебя закрыта?
Да она и не открывалась, чтобы закрываться (смеется). Я не питал иллюзий и понимал, что именно спортсменом мне не стать. Конечно, я, как и любой мальчишка, представлял себя в роли спортсмена в своих фантазиях, но не более. При этом, спорт так или иначе всегда был в моей жизни. Я много чего смотрел, следил, читал. Лет в 15-16 создал блог про баскетбол на Sports. Не знаю для чего, но в какой-то степени это задало тон на все дальнейшие события. Через какое-то время я стал помогать пресс-службе «Красных Крыльев», которые были созданы на фундаменте прекратившего существования ЦСК-ВВС. Писал для них всякие посты в ВК. Никакой зарплаты не было, но я кайфовал от того, что хотя бы на 0,001% причастен к любимому клубу. Потом и «Красные Крылья» канули в лету, и вот тогда я на несколько лет вообще выпал из любой спортивной повестки. Даже за баскетболом не следил.
Чем ты занимался в тот момент и до начала работы в сфере спорта?
Тогда я поступил в университет и устроился на работу. Первая моя работа — бармен-официант. Но все равно душа-то спортивная, и через какое-то время я попал в Adidas, стал обычным продавцом-консультантом. Поначалу мне очень нравилась сфера продаж. Я делал большие успехи и даже строил какие-то планы, но, как часто бывает, другие люди были против этого. Затем я работал в Nike также продавцом, где познакомился с руководителем, которая потом позвала меня в другой магазин и сделала своим заместителем. Позже в моей жизни произошла череда неурядиц, и захотелось резко сменить обстановку. И вот спустя три недели после зарождения этой мысли я стою на Московском вокзале в Санкт-Петербурге: без жилья, знакомых, работы и с минимальным запасом денег. Все было очень быстро, до сих пор не понимаю, как это произошло.
Пошел по протоптанной дорожке и окунулся в сферу продаж. Продавал бытовую технику, затем также был продавцом в официальном магазине ФК «Зенит» на Невском проспекте. Как раз работал там в период ЧМ-2018. Классное было время: очень много иностранцев, разных забавных историй. Тогда мы работали весь турнир практически без выходных, нас чуть ли не вперед ногами выносили после рабочего дня.
Затем оказался в ДЛТ (аналог ЦУМа в Москве). Был интересный опыт попасть в люксовый сегмент, который кардинально отличался от спортивной сферы.
Как ты оказался в журналистике? Причем ты не имеешь журналистского образования.
В 2019 году я случайно увидел новость, что «Телеспорт» набирает редакторов ленты новостей. С момента моего последнего какого-либо взаимодействия с текстом прошло примерно пять лет. Но я, как обычно «по приколу», решил откликнуться. Сделал тестовое задание. Конечно оно было так себе, но какие-то общие вещи я понимал. То есть минимальная база была. Курировал ту ленту новостей «Телеспорта» Вадим Лукомский. Он написал, что они набрали нужных четырех людей, и де-факто мне отказывают, но если с этими ребятами произойдет какой-то форс-мажор — я буду первым, к кому обратятся. В глубине души я конечно расстроился, всегда не очень приятно получать отказ, но точно не страдал и рефлексировал. У меня никогда не было цели/мечты попасть в журналистику, поэтому я просто вздохнул и отправился дальше работать в продажах. Уже даже и забыл про это, но через неделю Лукомский вернулся: «у нас тут форс-мажор». Вот так я попал на ленту новостей «Телеспорта».
При этом не стоит забывать, что я все еще работал в розничной торговле, причем уже не продавцом, а заместителем директора: больше работы, больше ответственности. Но я все же решил попробовать и совмещал работу в торговле и журналистике. Два дня на ленте новостей — два дня в магазине. И так продолжалось почти два года. В какой-то момент я по-настоящему выгорел, с моим организмом происходили безумные вещи, о которых не хочу говорить. Все это кончилось тем, что я ушел на больничный, который мне выписал психолог. Только вдумайтесь: больничный по рекомендации психолога. Я такого никогда не встречал, и до сих пор не слышал о таком.
Началась пандемия коронавируса: магазин закрылся на неопределенное время и я сидел дома, где смог сконцентрироваться только на ленте новостей. До этого я уже успел перейти из «Телеспорта» на Metaratings. И так продолжалось несколько месяцев. Затем магазин открылся, пришлось вернуться и вновь совмещать без выходных. Но начала закрадываться мысль, что вряд ли долго так протяну и нужно выбирать. Но жизнь — лучший драматург. Спустя время стало известно, что магазин закрывается насовсем. Но мне предложили стать директором магазина в немного другом направлении. И на самом деле я шел к этой позиции пять лет и горел этим. Но понимал, что тут уже точно совмещать никак не получиться.
Несколько дней я очень все обдумывал и взвешивал. На ленте новостей зарплата была меньше, но я все же решил рискнуть и отказаться от работы в торговле. Очень переживал, что сделаю неправильный выбор, что в деньгах потеряю. У меня тогда уже была семья, ребенок, съемная квартира. Но жена очень поддержала и даже в некотором роде подтолкнула к этому решению. И вот с конца 2021 года я работаю полноценно в журналистике.
Как ты попал на «Чемпионат», причем не новостником, а полноценным автором?
После Metaratings я решил немного сменить повестку и перешел на общественные новости. Стал писать на сайте издательского дома «Аргументы и Факты». Меня хватило на год, так как когда ты каждый день на протяжении 8-10 часов пишешь обо всем, что происходит в мире, а не в спорте, становится мягко говоря не по себе.
И вот осенью 2023 года я увидел, что «Чемпионату» требуются авторы в баскетбольный раздел. А я к этому времени уже почти два год вел свой баскетбольный Telegram-канал «Черным по Оранжевому». Ну и за баскетболом слежу почти 20 лет, если не вспоминать небольшой перерыв. Вновь написал «по приколу», прошли определенные переговоры, и так я очень внезапно стал полноценным автором на самом читаемом спортивном сайте России. Ни разу об этом не пожалел. Меня взяли именно под освещение Единой Лиги ВТБ и я рад, что являюсь одним из немногих, кто пишет про лигу, которая проходит у нас в России.
Как выглядит твой рабочий день сейчас?
Каждый день практически не похож на предыдущий, и это очень круто. На самом деле все зависит от целей и задач. Как правило уже со вчерашнего вечера я знаю, над чем сегодня буду работать: материал, подготовка к интервью, расшифровка прошедшего интервью и т.д. От этого и шагаю. Главное, что нет жестких дедлайнов. Они, конечно, есть, и я их не очень люблю, так как это все равно определенные рамки, но так или иначе могу строить свой день плюс-минус свободно. Рабочий день начинается в разное время. Сейчас я могу просыпаться когда захочу. Благо я не из тех людей, которые могут спать до 12:00-13:00. Максимум в 09:00-10:00 (но обычно раньше) я точно в строю, поэтому сдвиг начала работы на плюс-минус 30-60 минут ни на что не влияет.
Время работы зависит от задачи. Нет четкого ответа. Могу и 3-4 часа потратить на материал и быть свободным, а если что-то крупное, то могу потерять и два дня, в которые работаю по 10-12 часов. Но в любом случае это не в шахте где-то работать, грех жаловаться.
Каково общаться с топовыми баскетболистами страны, которые еще и читают твои статьи, подписаны на твой Telegram-канал?
Не могу сказать, что я прямо-таки общаюсь с кем-то как с друзьями или что-то подобное. Мне приятно, что какие-то баскетболисты, на которых я смотрел еще 10-15 лет назад просто на трибуне как болельщик, теперь знают обо мне. Что подписываются на меня, респектуют за то, что я делаю. Недавно я об этом рассказывал Антону Понкрашову (чемпион Европы 2007 года в составе сборной России). Мы вместе с ним были в Норильске. ЦСКА привозил туда чемпионский кубок, а Антон давал мастер-класс детям и принимал участие в выставочном матче. И я говорю: «Антон, вот еще 15 лет назад я будучи подростком смотрел на тебя с открытым ртом с трибун, а теперь сижу с тобой и общаюсь на абсолютно разные темы». Это очень приятные эмоции.
Ты получал какой-то месседж от игроков и тренеров?
Какие-то ребята поддерживают, благодарят за то, что я пишу о нашем баскетболе, который, к сожалению, не так популярен в России. Плюс есть те, кто намерено по непонятным причинам его клеймят. И на этом фоне баскетболистам еще более необычно видеть то, что о российском баскетболе кто-то пишет адекватные вещи.
Давай сравним твое ментальное состояние в период работы официантом/продавцом и сейчас. Насколько это две разные личности?
Абсолютно разные личности. Тогда я работал на нелюбимой работе. Не могу сказать, что я прямо ненавидел это, но и точно не был воодушевлен. Сейчас я делаю то, что делал и делал бы бесплатно. Я ведь писал про баскетбол на Sports и в своем Telegram-канале, и мне за это не платили. Конечно твое ментальное состояние улучшается, а не угнетается.
В чем кайф работать автором в спортивном издании?
Каждый ищет свое. Как и говорил: я не планировал становиться журналистом, грубо говоря попал в журналистику с улицы. Не преследовал каких-то привилегий и прочего. Конкретно я в спортивном издании могу оставаться собой: любить спорт и уделять ему много времени, посещать спортивные мероприятия, знакомиться с новыми и интересными людьми, которые разделяют мои увлечения.
Ты помнишь день, когда ты подумал: «Я счастлив работать в спорте»?
За время работы на «Чемпионате» очень часто ловлю себя на этой мысли. Наверное самое яркое ее проявление было как раз во время поездки в Норильск. Мои коллеги позвали меня полететь в Заполярный круг вместе с ЦСКА, познакомиться с командой, пообщаться с игроками и тренером. Вау! В некотором роде эта поездка стала знаковой для меня. За 28 лет своей жизни я ни разу не летал на самолете и безумно боялся, думал, что никогда в жизни не буду летать. Но мой коллега Марат Арасланов (руководитель баскетбольной редакции Okko и комментатор Единой Лиги ВТБ) очень поддержал меня и я смог преодолеть свой страх, хотя еще два месяца назад если бы мне мне сказали, что я полечу на самолете восемь часов (по четыре часа туда-обратно) — я бы покрутил у виска. И это стало возможно только благодаря тому, что я работаю в спорте.
Еще очень ярко сверкнула мысль, что «я счастлив работать в спорте» после того, как впервые отработал баскетбольный матч в качестве комментатора. Это моя новая ипостась, в которой тоже хочу развиваться и пробовать себя. Я открыт для предложений, если что (смеется).
Смоделируем ситуацию: я не журналист, но мечтаю попасть автором в большое спортивное медиа. Что мне делать?
Надо отталкиваться от вводных: есть ли опыт написания материалов, нет ли его, насколько ты готов отдать себя, сколько тратить время на это и т.д.
Если отталкиваться от того, что опыта нет. Читайте материалы о том, о чем сами бы хотели писать. Больше смотрите этот вид спорта, узнавайте что-то новое и необычное. Практикуйтесь в написании материалов, для этого есть те же платформы, что были и у меня — Sports, Telegram. Потом попробуйте связаться с кем-то из изданий или издания, в котором хотите работать. Вам дадут тестовое задание и дальше уже будет понятно, попадете или нет. И ни в коем случае нельзя разочаровываться и бросать попытки, если на первых порах будут отказывать. А вообще нет какого-то четкого алгоритма: насмотренность, практика, упорство, терпение, удача — это то, что лично мне помогло попасть в спортивные медиа.
Оглядываясь на свой путь, какой момент ты назвал бы определяющим для себя?
Их два. Первый — это изначальное попадание на «Телеспорт» и тот самый первый опыт работы редактором ленты новостей. Тут я хочу от всего сердца поблагодарить Вадима Лукомского. Я считаю, что именно благодаря ему я не только попал в журналистику, но и остался в ней. Он не только учил каким-то базовым вещам и был терпелив к ошибкам на первых порах, но и сохранял на плаву. Что это значит? У «Телеспорта» была проблемы с деньгами, и зарплаты очень часто задерживали. Конечно это напрягало и были мысли, чтобы уйти и вообще бросить все это, плюс я параллельно работал в торговле. Но Лукомский из своего кармана платил нам зарплаты, а когда нам все же переводили, то мы ему возвращали эти деньги. Чтобы вы понимали — он грубо говоря одалживал незнакомым людям очень крупные суммы денег из своего кармана. То есть если сложить сумму зарплат четырех новостников, то цифра была более 150.000 рублей. И он нам сам предложил такой формат, хотя мы в любой момент могли «кинуть» его. Безграничное уважение к нему.
Второй определяющий момент — это попадание на «Чемпионат». Здесь я не только смог проявить себя в новом амплуа, но и сконцентрироваться исключительно на баскетболе, который безумно люблю. Я очень мечтал об этом последние несколько лет.
Три причины, почему людям, недовольным своей работой, стоит пойти за мечтой в спорт?
Нужно идти в спорт, если ты его очень любишь. Если ты к нему ровно дышишь, и просто хочешь сменить сферу, то она ничем не будет отличаться от той, из которой ты ушел.
Если вы любите спорт, то конечно первая и главная причина — вы будете вариться в том, чем искренне живете. Для вас это будет не работа, а оплачиваемое хобби. Классно же! Наверное, этого и достаточно. Остальное приложится.
Какие планы на будущее? Есть куда расти?
Совершенству нет предела. Конечно хочется много чего, но я за органичность и своевременность. На ленте новостей я как минимум пару лет уже чувствовал потолок. Сейчас на «Чемпионате» в качестве автора я чуть менее года. 100% есть куда расти, масштабироваться, мне это интересно. И я отдаю отчет, что это пока мой уровень, и не нужно неподготовленным прыгать выше головы. Плюс я отучился в «Матч Академии» на комментатора и хочу попробовать себя в этой роли.
Но если все же говорить о каких планах или целях, то, конечно, хочется стремиться в «высшую лигу». В российском баскетбольном комьюнити это проект «Взял Мяч». Следил за основателями еще до появления этой площадки. Ребята делают лучший баскетбольный контент на русском языке и очень надеюсь, что и я когда-нибудь смогу приложить к нему руку. Но всему свое время.