Ликующий Джек Грилиш на крыше чемпионского автобуса «Манчестер Сити», гол Марадоны рукой, Лионель Месси с кубком мира, делающий селфи Франческо Тотти (или Виталий Лисакович). Все эти культовые моменты объединяет одно – фотография. О том, как работать фотографом в спорте, пройти все лиги российского футбола и как устроен день матча для клубного фотографа, мы поговорили с Иваном Супруновым.
Ваня, привет! Расскажи, чем отличается фотография в спортивном сегменте от обычных съемок?
Спортивная фотография относится к репортажному виду съемки, который предполагает, что фотограф никак не вмешивается в происходящее, является наблюдателем, передающим через фотографии суть и атмосферу мероприятия. Если в процессе фотографирования людей (в рамках фотосессий), предметов, еды и так далее, фотограф может управлять процессом и светом, то в спортивной фотографии, будь то футбол, баскетбол или любой другой вид спорта, мы можем работать только с тем, что происходит в конкретный момент времени, с имеющимся на этот момент светом.
Это касается именно репортажной съемки. Но клубный фотограф должен быть максимально универсальным, так как помимо игр и тренировочного процесса, что, конечно, является основополагающим в спорте, так же нужно уметь работать со студийным оборудованием, для проведения портретных съемок, фотографии с которых используются для афиш, рекламных баннеров и соцсетей. Необходимо быть так же и предметным фотографом, например для съемок фирменного магазина клуба со всей атрибутикой и мерчем.
В 2020 году ты попал в футбольный клуб «Чайка». Как это случилось?
В «Чайку» я попал по стечению обстоятельств, главную роль в которых сыграл ковид. В тот момент, помимо своих собственных съемок, я работал для одного небезызвестного всем портала, освещающего спорт, культурные события, ночную жизнь города и много чего еще. Поступило предложение провести студийную съемку команды и фотосессию для презентации новой формы. Я с удовольствием согласился. В последствии, клуб еще несколько раз обращался ко мне для проведения подобных съемок.
Когда наступило время ковида, из-за карантина вся моя работа сошла на нет. Мероприятия не проводились, съемок не было, соответственно, денег тоже. А мне нужно было обеспечивать семью.
В итоге, в разговоре с представителем ФК «Чайка», я узнал, что они ищут в штат фотографа. Я понимал, что могу закрыть все их потребности в фото. Предложил свои условия, которые устроили клуб, сделал тестовую съемку тренировки и понеслась.
Мы можем представить, как вливается футболист в новую команду. Как это выглядит, когда ты фотограф?
В моем случае получилось так, что я пришел в клуб в тот момент, когда у команды начались летние сборы. Это значит, что так или иначе, ты очень много времени проводишь с футболистами. С самого начала и по сегодняшний день я всегда старался делать больше, чем требовалось. Если с тренировки нужны были 15-20 фотографий для соцсетей, я отдавал 150-200, чтобы, по возможности, сделать фото для каждого футболиста. Я пытался заинтересовать и завоевать их доверие и расположенность. Многие из спортсменов ведут собственные соцсети и получать интересные, красивые и качественные фотографии для них очень важно. Я смог дать им в этом плане то, что им было необходимо. Плюс, до прихода в «Чайку» я много снимал обнаженных девушек, что отражалось на моей странице в инсте, и, конечно, молодых парней это не могло не заинтересовать. Некоторые подходили ко мне с предложением в будущем поассистировать на таких съемках.
Когда же я пришел в «Пари НН», мой опыт работы с футболистами и уровень фотографий уже сильно отличался от того, с которым я пришел в «Чайку», что, конечно, не могло не способствовать принятию меня в команде. Но хочется верить, что и человеческие качества играют в этом не маленькую роль.
В «Чайке» ты проработал около 4 лет. Если бы ты мог показать этот этап в одном фото, что ты бы показал?
Сложно выбрать только один снимок. Но, наверное, я выберу этот. Серию фотографий с этим кадром выложил в свои соцсети один из крупнейших порталов страны Sports. Для меня это было очень важно и волнительно. Признание в какой-то степени. Среди огромного количества постов о мировом спорте, появились мои снимки в контексте - какие крутые фотографии делает фотограф «Чайки».
«У меня есть мечта получить приз лучшего клубного фотографа»
В апреле текущего года ты перешел в «Пари НН» – клуб Российской Премьер-лиги. Насколько тяжело адаптироваться к работе на новом уровне?
С учетом того, что «Чайка» была очень заряжена на медийность и уровень медиа, на мой взгляд, был сопоставим с уровнем РПЛ клубов, задачи, по сути, одни и те же, только их стало значительно больше за счет того, что медийное поле «Пари НН» и интерес к клубу со стороны СМИ и болельщиков в разы выше. Поэтому особо и адаптироваться не пришлось. Не важно где ты работаешь, во второй лиге или в РПЛ. Надо выдавать то, что ты можешь по максимуму.
Как ты считаешь, почему именно тобой заинтересовались в Нижнем Новгороде?
Все просто, когда я понял, что моя работа в «Чайке» подходит к своему завершению, я написал в нижегородский клуб, предложив свою кандидатуру в качестве клубного фотографа. Я понимал, что мой опыт и уровень моих работ позволяли мне рассчитывать на сотрудничество с таким большим и значимым клубом, как «Пари НН». Я знал, что могу быть им полезен, поэтому писать или не писать - сомнений не было.
Кто “чемпион России” по фотографии?
Я точно не смогу выделить лучшего. На сегодняшний день в Российском спорте есть ряд очень интересных фотографов, за работой которых я с удовольствием наблюдаю. Даша Исаева, Александр Мысякин, Андрей Шрамко, Миша Шапаев, Кристина Коровникова, Нафис Сиразетдинов и др. Думаю, что я могу поставить себя в этот список.
Сейчас ты поработал во всех лигах российского футбола – от Второй лиги до РПЛ. Расскажи свои характерные особенности работы в каждой лиге относительно точки зрения фотографа.
Самое главное отличие – это стадионы и уровень освещения. Чем лучше условия, тем проще добиваться того, что ты хочешь получить. Работая в первой и второй лигах, я получал огромное наслаждение от выездов команды на игры с «Ротором», «Нижним Новгородом», «Крыльями Советов», «Балтикой» или в кубковой игре с «Ростовом». В «Чайке», после реконструкции стадиона, тоже был относительно высокий уровень в этом плане. Зачастую, игры проводятся в темное время суток и освещение на большинстве стадионов первой и второй лиг оставляет желать лучшего, а качество фотографий напрямую зависит от качества света, т к. фотография, по своей сути, и есть рисунок светом. В РПЛ с этим все отлично.
Следишь ли ты, как фотографируют в ведущих чемпионатах?
Я подписан в соцсетях на многие европейские клубы и многих европейских фотографов, соответственно, наблюдаю за тем, какой фотоконтент выдают они. Не могу выявить особую разницу с тем, что есть у нас. Россия в этом плане на очень хорошем уровне.
Есть ли мечта, подобно футболистам, фотографировать в топ-5 лигах?
Есть мечта получить приз лучшего клубного фотографа, ну или хотя бы, для начала, приз зрительских симпатий. Когда я пришел работать в футбол, поставил перед собой цель стать лучшим. Что же касается топовых лиг, то, конечно, хотелось бы поработать с именитыми командами и футболистами мирового уровня. Хотя, считаю, что у нас такие тоже есть.
«Я люблю свою работу и она отвечает мне взаимностью»
Как устроена подготовка к матчу спортивного фотографа?
Да в целом, особо не отличается от любой другой съемки. Всегда заранее готовлю оборудование. Если это не матчдэй, мне могут позвонить в любой момент и сказать, что я нужен через час, к примеру, вне зависимости, будний день или выходной. Техника должна быть готова в любое время дня и ночи. Аккумуляторы заряжены, флешки очищены, объективы протерты. Мне уже очень много лет периодически снится кошмарный сон, в котором я приезжаю на съемку, а аккумуляторы разряжены, флешек нет и объективы куда-то делись. Просыпаюсь в панике, чтобы такого не случилось наяву, тщательно слежу за этим.
Что делает в перерыве матча фотограф?
Я обычно в перерыве делаю отбор, обрабатываю фотографии для объявления клубом и лигой финального счета и заливаю файлы на облако. Есть регламент, в котором прописано количество фото, необходимых для предоставления в лигу после первого тайма и после матча. Снимая во второй лиге, иногда видел картину, как фотограф команды соперника в середине тайма уходит к себе в офис и готовит фотографии во время матча там. Теряется возможность получить самые интересные снимки. На мой взгляд, это недопустимо.
Перейдя в РПЛ, я пришел к тому, что во время матча я снимаю сразу в ноутбук, фотографии моментально попадают в редактор, благодаря чему у меня есть возможность, при необходимости, отправить готовые, отредактированные фотографии, например, празднования забитого гола, максимально быстро. Оптимизация процесса съемки и обработки - очень важный момент в спортивной фотографии.
Когда матч заканчивается, футболисты и тренерский штаб уходят в раздевалки, зрители – со стадиона. Чем занимаешься ты?
Обычно после окончания матча и пресс-конференции, максимально быстро стараюсь приступить к отбору и обработке фотографий. Я отдаю готовый репортаж не позднее трех часов. Считаю, что снимки должны быть готовы максимально быстро, т.к. на следующий день после игры они уже, скорее всего, не будут интересны СМИ.
Даже когда матч заканчивается в 12 ночи, я все равно буду делать отчет, пока не закончу. Поэтому часто уезжаю со стадиона поздно ночью, одним из последних.
Спортивный фотограф – умение или призвание?
Желание, умение, везение и оборудование. Я для себя понял, что работать в футбольном клубе для меня намного интереснее всего остального. Я люблю свою работу и она отвечает мне взаимностью. Со временем это стало призванием.
Я фотограф с опытом 2-3 года. Мне уже можно стучаться в двери спортивных клубов?
Все зависит от умения фотографа и уровня клуба, в который он хочет попасть. Часто клубы второй и первой лиги ищут фотографов в штат. Не всегда они готовы предложить достойную оплату, но как проход в систему спорта для фотографа, это вполне неплохой вариант. А дальше зависит только от самого фотографа, будет ли он развиваться в профессиональном плане, чтобы добиться лучших для себя условий.