Катя, привет! В 20 лет ты уже руководишь пресс-службой профессиональной баскетбольной команды. Как ты попала в спорт?
С самого детства я занималась большим теннисом — такая несбывшаяся мечта моей мамы, которую она перенесла на меня. Из принципа, потому что меня заставляли, я не хотела ничего делать. Когда мне было лет 12, я вернулась в теннис уже по своему желанию, поиграла около двух лет. Было тяжело, но мне опять надоело и я ушла. После школы я переехала в Москву, будучи уверенной, что буду просто работать в рекламе. Осознанно о работе в спорте я не думала.
Мне было скучно, я начала смотреть теннис и в моменте задумалась: «а почему я ничего не делаю в спорте, даже не пытаюсь?». Это совпало с моментом, когда я возвращалась в родной город — Челябинск. Начала смотреть и за хоккеем, продолжала смотреть теннис. Мне предложили вести теннисную группу, я начала делать первые шаги в спорте. В какой-то момент через знакомых узнала, что в местной федерации баскетбола нужен SMM для детского баскетбола. На тот момент я толком ничего не знала о баскетболе, но попробовала. Думала, как обычно при юношеском максимализме, задержусь на пару недель и тихо уйду. Прошло два года — все еще не ушла.
Что было самым трудным на этом пути?
Было очень сложно перебороть себя. Я помню, ездила в Москву на Кубок Первого канала по хоккею и не подошла к спортсменам, потому что мне было очень страшно. Сейчас с этим проблем никаких нет, я понимаю, что спортсмены и весь персонал — такие же люди, они все доступны.
Давай поговорим подробнее про медийную активность «Челбаскета». Сколько человек отвечает за это направление?
По сути, у нас 2 «корпорации монстров»: Федерация баскетбола и клуб. Они взаимосвязаны между собой. Баскетбольная федерация — это больше про популяризацию спорта в целом, в том числе детский и юношеский баскетбол. «Челбаскет» — это уже история про профессиональный спорт. Если брать именно клуб, то у нас я и 3 SMM-щика, штатный фотограф, а также дизайнер на аутсорсе и привлеченный на выборочные ивенты видеограф.
Чем занимаешься конкретно ты?
Я совмещаю несколько должностей. Возможно, это моя ошибка, что я пока не так хорошо умею делегировать, но сейчас на мне полностью руководство. Я общаюсь по поводу трансляций, всех регламентных историй, иногда помогаю с фотографиями. Плюс работаю с региональными СМИ, чтобы мы сходили на радио, где-то появились. Группы «Челбаскета» в соцсетях также веду я: от рилсов до обычных постов, координирую работу SMM-щиков: слежу за отработкой всех матчей. Например, у нас также есть женская профессиональная команда, которую мы активно развиваем.
Конечно, следить за всем сложно — в «Челбаскете» 13 разных команд и нужно быть в курсе всего, что происходит, координировать информационную повестку. Все мои SMM-щики со мной всегда на связи. Как правило, утро начинается с того, что я закидываю им все какие-то вопросы и поручения, а дальше уже помогаю по всем вопросам.
Как устроена стратегия пресс-службы на сезон?
Если судить по прошлому сезону: мы закончили год на 13 месте в таблице. Однако есть и неигровые показатели: посещаемость зала, медийная эффективность. Например, по количеству подписчиков мы - вторые в лиге. По медийным показателям мы везде были в топ-3. Однако нигде мы не были первыми — у меня возник вопрос: «почему?». Мы провели полный аудит группы, вывели медиа-стратегию на сезон.
Какой кейс тебе больше всего запомнился за время работы в команде?
Наверное, пока нет проекта, которым я горжусь. Помню, в мои первые полгода работы в Челябинске проходил финал Первенства России по 2009 году. Я полностью отвечала за медиа-освещение турнира. Тогда мы провели все на максимально профессиональном уровне: был медиа-день, все игры снимались, фотографировались, интервью после игр. Мы отработали все настолько круто, что потом РФБ назвала это «лучшим финалом детских соревнований». Я поняла, что если мы смогли это сделать на детском финале, то в большом баскетболе все тоже должно получиться.
Как устроен твой день матча?
Структурируя по часам, утром я публикую посты, что сегодня гейм-дей. Приезжаю на игру, полностью готовим классическую отработку — парни приехали, разминаются, идет игра. После финального свистка моя работа, на самом деле, только начинается. Сразу после него стартует самая напряженная часть дня. Как правило, финальный свисток у нас около девяти вечера. Команда, как обычно, общается и благодарит болельщиков за поддержку, пока мы записываем послематчевые комментарии с тренерами. После этого я сдаю все обязательные истории: фото, посты в соцсетях, лучшие моменты матча. Дома нарезаю послематчевые комментарии и заканчиваю часа в три ночи. Сейчас это все работает больше на автоматизме, раньше было точно сложнее.
Как правильно провести отработку в медиа, если команда проиграла?
Я в прошлом году очень много об этом думала, у нас была серия поражений. Это был дебютный сезон в Суперлиге, никто пока не понимал, что нужно делать. Сейчас у нас более спокойное отношение. Если мы проигрываем, то зачастую это на последних секундах и разница в счете не такая большая. Всегда стараемся благодарить болельщиков. Мы не скрываем того, что у нас есть проблемы, мы честны с фанбазой. После проигранных матчей мы перестали нарезать лучшие моменты, кого-то выделять. Команда проиграла, нужно спокойно этот день завершить.
За счет чего можно поддерживать высокий уровень работы в медиа-сфере?
Мне кажется, за счет взаимосвязи с командой. Спорт, в первую очередь, про игроков. Если спортсмены заинтересованы в том, чтобы за них болели, результат получается крутой. За три сезона в «Челбаскете», не было ни одного игрока, с которым не сложился бы коннект. Они сами иногда вкидывают идеи, предлагают, мы что-то делаем вместе. Это повышает мотивацию работать для команды.
Чье медиа для тебя является ориентиром, вдохновляет тебя?
Слежу за всеми командами Суперлиги. Я уже могу угадать, в какое время будет выложен гейм-дей, какой игрок скорее всего будет на превью. Здесь все просто, команд не так много, и немногие из них качают медиа. Сейчас общий рост пошел, в прошлом году было хуже. Конечно, слежу за Единой лигой ВТБ. Там, безусловно, совсем другой уровень производства контента. Очень много кейсов я беру из других видов спорта. И, конечно, весь мой инстаграм — это НБА. Я не смотрю, как они там играют, но максимально слежу, что и как они выкладывают.
Если брать другие виды спорта, меня очень сильно вдохновляет хоккейный «Авангард». Их директор по маркетингу Галина Аистова для меня является примером руководителя. Я слежу за тем, что они показывают. Они создают имидж клуба, за которым хочется следить.
Один совет тем, кто после этого интервью решит попробовать себя в спортивной сфере?
Нужно много писать в команды, чаще напоминать о себе, пытаться пробиться. Если вам один раз отказали, это не значит, что вас не заметили. Стоит помаячить, попроситься на матч, прислать какой-то контент, который ты сделал. Те, кто очень хочет и у кого горят глаза — они и пробиваются в спорт.
И финальное. Продолжи фразу «работа в спорте — это…»
Работа в спорте — это наслаждаться каждой секундой. Мне нравится цитата «Спорт — это, в первую очередь, преодоление себя. Баскетбол — это про людей». Я поняла, что баскетбол — это про игроков, про тренеров. Они обычные люди со своими проблемами, сложностями. Когда ты узнаешь их, то привязываешься. Смотря через призму двух сезонов, когда приезжают наши бывшие игроки, мы с ними замечательно общаемся. В других городах мы можем встретиться, пообщаться. Я понимаю, что это история про знакомства, про людей, с которыми я дальше хотела бы строить общение. То, что когда-то мы сделали совместно, это было не зря.