«Если «Пари НН» приблизится к народной любви, это будет много значить для нас»

20 ноября 2024 Путь в спорт
«Если «Пари НН» приблизится к народной любви, это будет много значить для нас»

Мария Катасонова – Начальник отдела продаж ФК «Пари НН».

Более 10 лет Мария работает для привлечения болельщиков на футбольный стадион в Нижнем Новгороде. Она точно знает, что в этом городе очень любят футбол. В очередном выпуске рубрики «Путь в спорт» мы поговорили с Марией о том, как пройти должностную иерархию в спортивной организации, адаптироваться к «Карте болельщика» и искренне любить свое ремесло.

Мария Катасонова Пари НН

Маша, расскажи, как ты попала в спортивную индустрию?

На самом деле, я никогда не стремилась попасть в спорт. Это получилось случайно: в 2010 году я пришла с подругой на подработку, нам нужно было продавать билеты. Наш нижегородский футбольный клуб («Волга» Нижний Новгород – прим. ред.) переехал на новый стадион и готовился к выходу в Премьер-лигу. Тогда клуб переходил от продажи бумажных билетов на автоматизированную систему, и я была одной из первых, кто обучался с ней работать. Разобралась во всем я достаточно быстро, и мне предложили занять должность старшего кассира, самой набирать персонал, обучать и контролировать работу во время матчей.

В 13 лет я прошла путь от кассира до начальника отдела продаж. Сейчас в моей зоне ответственности билетная программа, программа лояльности и продажа атрибутики.

Какие были первые шаги твоей спортивной рабочей биографии?

Когда я набрала опыт администрирования билетной системы в «Волге», то участвовала также и в автоматизации процессов продаж билетов в ХК «Торпедо» НН, где установила систему и научила персонал работать с ней. Потом судьба занесла меня в саранскую «Мордовию».

Как ты оказалась там и чем занималась?

В те времена «Мордовия» готовилась дебютировать в РПЛ, был повышенный ажиотаж среди болельщиков. Разрабатывать билетную программу там нам пришлось с нуля. На месяц я переехала в Саранск, чтобы подготовить команду к первой игре в Премьер-лиге. Это было непросто, но в итоге у нас все получилось. А по-другому и быть не могло.

Ты сказала, что уже 13 лет работаешь в спорте. Что больше всего запомнилось?

Одна из моих гордостей – в свое время я настраивала билетные системы там, где их и в помине не было. Например, я уже рассказала про футбольную «Мордовию» и хоккейное «Торпедо».

Большой вызов для меня – внедрение карты болельщика. Она была негативно воспринята фанатами и нашей команды, и других клубов. Как клуб, мы были первыми, кто вводил работу карты. Тогда никто не знал, что это и как с этим работать.

На первом матче с применением этой системы мы играли с ЦСКА – у нас была задача привлечь как можно больше болельщиков. Тогда мы сделали акцию «все билеты по 10 рублей», чтобы как можно больше людей пришло и оформило карту болельщика. Такого столпотворения людей я больше никогда не видела. Было очень сложно тогда объяснять людям, почему они не могут просто купить билеты. Это был один из самых стрессовых матчей, но мы его выдержали. За тот сезон ко мне приезжали учиться все клубы РПЛ. Мы были в первой пятерке клубов – «Пари НН», «Сочи», «Урал», «Ростов» и «Крылья Советов», на которых обкатывали эту систему. Спустя несколько месяцев к системе карты болельщика подключились все команды РПЛ.

Ты работала в команде организаторов ЧМ 2018. Как это было?

Попасть на Чемпионат мира я захотела сразу, когда только объявили, что он будет проходить в том числе в Нижнем Новгороде. Но попала я на него неожиданно: в феврале 2018 года мы отдыхали с друзьями и обсуждали планы на будущий год,  разговаривали, как было бы круто попасть хоть на один матч Мундиаля. Я решила зайти на hh и посмотреть, есть ли там какие-то вакансии. Оказалось, что на стадионе «Нижний Новгород» в команду организаторов нужен специалист по билетным программам – то есть, абсолютно моя спецификация. Я отправила резюме, мне моментально ответили. Буквально за пару дней прошла все собеседования и тестирования. В марте я вышла работать в составе команды организационного комитета Чемпионат мира.

Работа на ЧМ – один из лучших периодов, который я вспоминаю. Мы узнали о европейских стандартах работы. Этот опыт научил меня решать любые задачи в короткие сроки любыми путями. Один раз мне пришлось за один день найти 100 человек персонала и обучить их. Когда идет мероприятие такое масштаба, всегда случаются непредвиденные ситуации – важно уметь применить все свои связи и навыки, чтобы эту задачу выполнить.

В 2021 году «Пари НН» открывал первые оффлайн-магазины. Расскажи, как это выглядело с твоей точки зрения?

Это моя гордость, на самом деле. В 2021 году я стала начальником отдела продаж и атрибутики в «Пари НН». На тот момент у нас не было ни интернет-магазина, ни оффлайн-магазинов. Мы продавали атрибутику только в день матча. Тогда склад атрибутики был в 4 раза меньше нынешнего. Моей задачей было расширение ассортимента, поиск подрядчиков. Я начинала абсолютно с нуля, у меня не было никаких контактов. Тогда же мы начали работу по магазину.

С коллегами мы ездили по магазинам других клубов и смотрели, как все устроено у них. Подмечали, что нам нравится, что не нравится. В один прекрасный день мы нашли помещение – это было за 3 недели до игры с ЦСКА. Генеральный директор, возглавлявший клуб тогда, Равиль Камильевич Измайлов сказал, что к данной игре магазин уже должен работать. На тот момент все выглядело так: у нас есть помещение, но нет дизайн-проекта, нет плана, есть только примерная картинка в голове, как мы хотим. С нашим клубным дизайнером мы нарисовали, как будут выглядеть стены. Пока делали ремонт, мы начали работать с мебелью. Я приехала к подрядчику, на пальцах объяснила, где и какие должны быть шкафы, какие размеры и все остальное. За две недели все было готово. В итоге за 2 дня до открытия магазин готов, но персонал был еще не подобран. Пришлось оперативно искать кассиров и обучать их.

Помню, тогда мы сами ездили за вешалками и ковриками в «Икею», моя мама подшивала шторки в примерочных, муж помогал вешать крючки, прибивать полки. Вся моя семья приехала готовить магазин к открытию.

Ты попала в спорт случайно. А почему ты тут задержалась?

Во-первых, я здесь по большой любви. Невозможно остаться равнодушным, когда слышишь рёв трибун, видишь свет прожекторов, и тебя просто захлестывает волна энергии. Работа в футболе – это всегда какие-то вызовы, всплески адреналина. Каждый сезон приносит что-то новое, за этим очень интересно наблюдать, еще интереснее участвовать.

Мария Катасонова Пари НН 2
«Это огромное сообщество приветливых и позитивных людей, готовых помочь»

Расскажи на пальцах, как устроена продажа билетов в клубе Премьер-лиги?

Наверное, здесь нет принципиальных различий от продажи билетов в любом другом клубе. С технической точки зрения мы выбираем какого-то билетного оператора – к сожалению, их не так много осталось на рынке. Тем более, есть некоторые ограничения, связанные с работой системы «Карта болельщика». Дальше клуб сам разрабатывает маркетинговую стратегию. Мы стали активно работать с CRM-системой, раньше этого не было. С моим билетным оператором мы разработали свою CRM-систему со всем необходимым мне функционалом – это тоже один из проектов, которыми мы можем гордиться.

Продажа атрибутики – важная часть твоей работы. Какой проект в этом направлении тебе запомнился?

В прошлом году наша коллекция выиграла премию «Герои РПЛ» в номинации «Лучший мерч» – это большая награда для нас. Мы впервые делали коллекцию совместно с дизайнерами. Она была капсульная, в ней было заложено очень много смыслов про город и традиции. Помимо того, что её достаточно быстро раскупили, после получения премии все остатки ушли “под ноль”. Эта коллекция была очень знаковой и я очень надеюсь повторить этот успех. У нас уже есть задумки, так что ждите новый шедевр от нас!

Если в твой город приезжает «Спартак» или «Зенит» – работа по продаже билетов становится формальностью? Ведь люди и так пойдут на топ-клуб.

Конечно, в таких случаях нужно меньше прикладывать усилий для того, чтобы наполнить стадион. Но в то же время «просыпается» очень много друзей, знакомых, знакомых знакомых, которые резко вспоминают о твоем существовании. Рутины становится больше, но привлечь болельщиков гораздо легче. Когда чаша стадиона заполняется битком – это очень классно.

Есть ли какие-то целевые показатели, которых ты хотела бы добиться в этом сезоне?

В каждом сезоне у нас есть какой-то план и мы его придерживаемся. Мы ориентируемся на прошлый сезон, нужны цифры как минимум не меньше. Конечно, все зависит от результатов команды, погодных условий и времени начала матча. Однако, мы стараемся достичь лояльности наших болельщиков, чтобы их было больше. Мы хотим, чтобы как можно больше людей в городе ходили в атрибутике «Пари НН» – это самое большое для меня счастье, когда я вижу кого-то в бейсболке или кофте клуба.

В целом хочется сформировать более позитивное отношение к клубу. У него непростая история, мы уже который сезон боремся за выживание в РПЛ. В нашем городе очень любят нижегородское «Торпедо», если «Пари НН» приблизится к этой народной любви – это будет очень много для нас значить.

Продолжи фразу «Я люблю свою работу, потому что...»

На этот вопрос я могу написать большое сочинение. Я люблю свою работу, потому что благодаря ей у меня появилось большое количество людей в разных городах, куда я приезжаю и мы безумно рады встрече. Это огромное сообщество приветливых и позитивных людей, всегда готовых помочь.

Я люблю свою работу за разнообразие – здесь нет рутины, постоянно что-то происходит и, наверное, мне не надоедает работать на этом месте столько лет. Мои задачи лежат от подготовки документов до глобальных в плане создания магазина из ничего. Каждый раз происходит столько всего, что сейчас я уверена - нет ничего такого, чего мы бы не смогли реализовать.