Михаил Громов с юности шел к тому, чтобы поработать в Италии. В свои 24 года он имеет за спиной опыт работы в одном из крупнейших спортивных медиа страны – Cronache di spogliatoio. Мечта детства, совместные выпуски с чемпионом мира по футболу и гордость за свою работу – внутри интервью!
Миша, привет! У тебя очень нетривиальный первый опыт работы в спорте – сразу в итальянском спортивном издании. Расскажи, как возникла мечта работать в Италии?
В 2014 году я впервые побывал в Италии. Ещё перед поездкой я начал самостоятельно изучать итальянский язык – на тот момент я уже знал английский и немецкий, но для меня этого было недостаточно. Когда же я туда приехал, я был под огромным впечатлением: я уже побывал во многих странах, но Италия сразу встала на первое место. Особенно мне понравились люди: когда я пытался говорить на итальянском в каком-то обычном магазине, сотрудник прогнал свою карту, чтобы сделать мне скидку просто за то, что я, такой маленький 13-летний мальчик, пытался говорить на их языке. Это отношение меня поразило, и после этой поездки я не летал в другие страны: всегда – только в Италию.
Пока я учился в школе, я продолжал учить язык. Во многом я делал это по видео на YouTube – смотрел что-то про футбол, а заодно «знакомился» с блогерским футбольным итальянским комьюнити.
В 2018 году на Чемпионате мира ты познакомился с итальянскими блогерами, а через год – с Симоне Падоином. Что?!
В 2018 году на Чемпионат мира в Москву приехали популярные итальянские блогеры с канала «Gli Autogol», во многом благодаря им я прокачал итальянский. Я написал одному из них в директ, он мне ответил, мы встретились, и я провел ребятам экскурсию по Москве на итальянском. Мы обменялись контактами, подружились, а через год они позвали в Италию уже меня. Когда я приехал, они очень круто меня приняли и пригласили на матч Лиги Чемпионов «Ювентус» - «Атлетико» (3:0). Кстати, эти же ребята познакомили меня с Симоне Падоином, хотя я даже не просил (пятикратный чемпион Италии в составе «Ювентуса» - прим.).
Падоин, узнав мою историю любви к Италии, позвал меня на Сардинию и подарил билет на матч «Кальяри» - «Фиорентина» (2:1). Игра закончилась тем, что Симоне сделал успешный подкат под Федерико Кьезу, а после игры я его дождался, и он провел меня в зону, где были все игроки, в том числе Кьеза и Барелла. После Падоин подарил мне свою футболку, мы поужинали в его любимой пиццерии – это был запоминающийся вечер. До сих пор с ним общаемся, кстати, и он отличный мужик! В 2021 году, когда «Ювентус» приезжал в Санкт-Петербург, Падоин исполнил мою большую мечту и организовал мне встречу с Хуаном Куадрадо – из всех игроков «Юве» я хотел пообщаться именно с Хуаном, потому что с этим игроком связана одна личная эмоциональная история. Теперь мы тоже на связи, Куадрадо на меня подписался, а в Италии я даже два раза сходил на его игры вместе с его родственниками.
Как ты считаешь, насколько тернистым был твой путь к работе в спорте в Италии?
Это был длинный и осознанный путь с изучением языка и погружением в культуру. Я очень люблю историю и культуру стран мира, так что изучал Италию комплексно. Конечно, фактор везения тоже был, мне всегда улыбалась судьба – я начал знакомиться с футбольными людьми ещё до переезда, всё в том же 2019 сходил на местное итальянское Radio 105, одно из самых прослушиваемых в стране – меня пригласили, чтобы я рассказал о своем путешествии в прямом эфире.
Важная деталь об отношении итальянцев к людям из другой культуры: они очень ценят отдачу. А с моей стороны она была. Я помню, это был очень ранний эфир, и я начал его со слов: «Я почти не спал, даже не позавтракал, потому что очень хотел не опоздать к вам». Когда мы закончили эфир, я выхожу, и там стоит какой-то слушатель с круассанами и кофе. Это было очень приятно!
Как появился вариант с проектом Cronache di spogliatoio?
У ребят из «Gli Autogol» был хороший приятель Джулио Инкальи, который сыграл большую роль в моей жизни. Это основатель Cronache di spogliatoio, у них тогда было несколько десятков тысяч подписчиков в инстаграме. Мы случайно пересеклись на большом совместном ужине, и я произвел на него сильное впечатление: он оценил не только мой уровень итальянского, но и степень погруженности в культуру, футбол, даже юмор. С тех пор Джулио начал зазывать меня в Италию. Собственно, это знакомство и дало мне дорогу в мир футбола – когда я приехал, он пригласил меня на стажировку. И это уже был серьезный проект: в 2022 году, когда я выпустился из МГУ и поступил в университет Павии, Cronache перевалили за миллион подписчиков. Я бы сказал, что сейчас это один из самых больших и успешных спортивных проектов в Италии.
Давай попробуем подтвердить или развеять миф: ценится ли в Европе российское образование?
МГУ – это высокий уровень. Причем мой факультет, Институт стран Азии и Африки, считается одним из самых сложных среди гуманитарных. Например, я учил арабский язык и политическое развитие стран Ближнего Востока – это довольно тяжело. В Италию я переехал через поступление, пошёл на то же направление в не самый последний университет. Ожидал, что будет тяжело, но после МГУ это была лёгкая прогулка. Я сдал больше экзаменов, чем посетил пар, и закончил с красным дипломом.
Думаю, студенты из МГУ не должны испытывать никаких трудностей в иностранных магистратурах после той нагрузки, которая даётся в России. Единственная потенциальная проблема – языковой барьер, думаю, не всем будет легко учиться на неродном языке. Но у меня с итальянским языком проблем нет.
Что тебя удивило в Cronache, когда ты там оказался?
Меня удивило, как в меня поверили буквально из-за первого впечатления. Когда Джулио зазывал меня на работу, это не были пустые слова. Честно, я немного переживал: я из другой страны, это мой первый рабочий опыт в жизни. Но приняли меня настолько тепло, насколько это было возможно.
Развитие Cronache в медиа началось с забавной истории. Долгое время Джулио работал на радио. Однажды он спросил у своего младшего брата, слушает ли он его эфиры. Тот ответил, что нет, рассказав, что вся молодежь сидит в Instagram, а радио вообще не слушает. Тогда у него зародилась идея сделать медиа, адаптированное под формат Instagram, YouTube, Twitch – никаких ставок на сайт и уж тем более на газету.
Меня взяли как раз под развитие YouTube-канала Cronache. К моменту моего прихода там было чуть более 200 тысяч подписчиков, что немало по меркам Италии. Первое время меня обучали алгоритмам платформы и техническим вопросам: как снимать, оптимизировать, монтировать, обучили фотошопу. Я быстро учился и оправдал ожидания, поэтому мне предложили бессрочный контракт уже спустя полгода стажировки.
Что тебе больше всего запомнилось за 2 года работы в Италии?
Чудесных моментов было много, трудно выбирать... Очень запомнилось первое интервью: всего через две недели после начала стажировки меня позвали снимать интервью дома у Давиде Фраттези, который тогда играл в «Сассуоло» (ныне игрок «Интера» и сборной Италии – прим.). Сам факт, что я еду к игроку Серии А… Я помню каждый шаг, каждую минуту того дня, для меня всё было в новинку. Эта «командировка» стала очередным проявлением доверия в моей адрес, боссы не побоялись направить меня на важное интервью, которое я же и монтировал. По факту, это была первая моя сделанная работа – до этого я только учился. И я не подвёл.
С тех пор мы ездили и к другим футболистам, ездили на базу «Интера» неоднократно. Работы с футболистами было много. Помню, была череда кейсов в рамках сотрудничества с одной букмекерской конторой, амбассадором которой был Лука Тони (культовый итальянский нападающий, чемпион мира 2006 года – прим.). В нашу студию приходили Лука Тони и Алессия Таркуинио (известная ведущая Amazon Prime – прим.), а наша команда занималась съемкой, монтажом, продюсированием. Всего мы отсняли ровно 30 выпусков, на большей части из которых я присутствовал.
Лука – очень приятный человек. Не могу сказать, что мы друзья, но мы общались. Когда мы сняли последний выпуск, я сказал ему, что ухожу, и он выложил со мной фото в сторис – это было очень неожиданно.
Есть ли у тебя какая-то генеральная мысль по прошествии 2 лет работы в Италии?
Я просто счастлив, что у меня всё получилось в Италии! Первый опыт – и сразу такой. Думаю, если бы я остался в Италии, я бы продолжал идти вперед и собирать крутые проекты. С профессиональной точки зрения я рад, что проделал большую работу, с нуля обучился YouTube и многим другим фишкам профессии.
А главное – я чувствовал, что компания выросла вместе со мной. В Instagram нас уже более 1,4 млн, на YouTube – почти 500 тысяч. Помимо всех звёзд, которые приходили, мы сделали много классных проектов, построили красивую студию, сделали уникальную для Италии сетку прямых эфиров с известными комментаторами и телеведущими. Ещё мы купили эксклюзивные права на показ Кубка Испании и Клубного Чемпионата мира и бесплатно показывали матчи на YouTube! То есть представьте, если ты хотел посмотреть кубковый матч «Реал» - «Барселона», в Италии ты мог сделать это только на нашем YouTube-канале. Произношу и понимаю, насколько это круто. Это был бесценный опыт, ведь я тоже участвовал, помогал на трансляциях, делал хайлайты. В общем, компания выросла даже больше, чем я, и для меня это самое большое удовлетворение. За два года мы перевернули правила итальянской футбольной журналистики – я очень горжусь, что приложил к этому руку.
Но я принял осознанное решение уволиться и вернуться домой, мне не хватало России. К тому же я начал чувствовать свой лимит: я хочу быть в кадре, но мне дали понять, что это невозможно. В Cronache пришли сильные спикеры, известные комментаторы – Риккардо Тревизани, Стефано Борги, Леле Корацци. В этом году пришёл со своей рубрикой Федерико Бальдзаретти (бывший футболист сборной Италии – прим.). Тягаться с ними мне, иностранцу, было бы невозможно: вы представляете себе итальянца в России, который вытеснил бы из эфира, условно, Нагучева?
Зато за камерой я научился многому, я был в этой среде, общался с известными личностями, видел, как делается контент в крутой компании, и я этим реально горжусь.
«Если ты работаешь в спорте и остаешься честным – ты можешь влиять не только на что-то в мире спорта, но и на сознание и культуру людей в каком-то смысле»
Как ты считаешь, чем отличается итальянская и российская спортивная журналистика, исходя из твоего опыта в Италии?
Это хороший и непростой вопрос! Начну с того, что не знаю аналогов проекту Cronache ни по уровню, ни по концепции. Да и думаю, что общий уровень журналистики и комментаторов в Италии выше, на каком-то звездном уровне. Мне посчастливилось поработать буквально со всеми итальянскими комментаторами, и я уверяю, что многие из них – мастодонты своего дела. Со Стефано Борги (комментатор Sky Sports – прим.) я даже до сих пор общаюсь, потому что считаю, что он лучший, и он даёт мне ценные советы для моего YouTube, делится опытом.
В общем, в Италии уровень компетентности во многих местах зашкаливает. Мне кажется, секрет в том, что футбол там намного важнее, чем у нас. Не хочу скатываться в банальные штампы, но в Италии футбол – это религия, неотъемлемая часть жизни, ты даже с водителем автобуса можешь поговорить о футболе, вспомнить магию Роберто Баджо. Думаю, это делает разницу.
При этом я высокого мнения о спортивной журналистике в России. У нас тоже есть сильные профессионалы и проекты, но их просто будто меньше. Я смотрю «Коммент.Шоу», регулярно читаю Sports, в Окко интересные ребята есть. Кстати, да, на Sports есть возможность создать свой блог, засветиться и писать – такого в Италии я не видел.
Какие у тебя планы по возвращению в Россию?
Я вернулся меньше месяца назад, поэтому еще не определился. В этом году я слишком сильно устал: помимо работы, учебы и написания диссертации, я запустил свой YouTube-канал, чтобы развиваться в камере, причем все делаю в одиночку – план, написание текста, съёмки, монтаж. Когда добавился канал, я начал спать по 3-4 часа в сутки. Это дало плоды – документальные видео про Роберто Баджо и Паоло Мальдини на абсолютно пустом канале без имени собрали более 500 тысяч просмотров на двоих, но сейчас мне хочется немного отдохнуть.
Когда поступлю в аспирантуру, спокойно сяду и буду выбирать свой дальнейший путь. Для меня важно, чтобы после Cronache я не пошёл на понижение – ни в плане денег, ни в плане амбиций. Если получится попасть в большой проект, я с большим удовольствием останусь в мире футбола, но на что-то «мелкое» я уже не согласен.
Что бы ты мог посоветовать тем, кто хочет поработать в спорте в другой стране?
Мой путь показывает, сколько времени и усилий занимает эта цель и сколько произошло счастливых случайностей, прежде чем я устроился на работу. Мне кажется, что если есть желание переезжать в Европу и работать в спорте, на пустое место ехать нельзя: должны быть связи, близкий к идеальному язык и, по-хорошему, большой опыт в серьезных проектах с видимыми результатами. У меня опыта не было, но были слишком большие связи и длинный путь, который впечатлял итальянцев.
Если же ты просто приедешь и начнешь закидывать удочки, это вряд ли чем-то закончится. Прежде чем переезжать в другую страну, нужно убедиться, что у тебя будет поддержка на новом месте – не только в профессиональном плане, но и в социальном. Одному разобраться будет тяжело даже в жизненных моментах, а попасть на хорошую работу – на грани невозможного.
Но на грани невозможного не значит, что невозможно. Верьте в себя, но оценивайте ситуацию объективно.
И финальное. Продолжи фразу «работа в спорте – это…»
Это мечта ребёнка, который с 13 лет к этому шёл и у него, по крайней мере в Италии, всё получилось так, как он это задумывал.
Ещё хочу сказать, что работа в спорте – это очень недооцененная по важности сфера, в том числе в глазах рекламодателей. Я считаю, что спорт – одно из немногих прекрасных и не так сильно запятнанных направлений в современном мире, и спорт имеет большее влияние, чем кажется на первый взгляд. Если ты работаешь в спорте и остаешься честным, реально веришь в то, что ты делаешь – ты можешь влиять не только на что-то в мире спорта, но и на сознание людей и культуру в каком-то смысле.