Вы точно знаете Полину Лысенко (topolina), если следите за медиа в российском спорте. Она была важной частью ФК «Динамо» Москва и медийного ФК «10». Аккурат перед этим разговором Полина стала частью Okko, а также пополнила команду ютуб-проекта «Мяч Production». Мы поговорили с Полиной о новых вызовах, о том, как влюбиться в «Динамо» времён ФНЛ, реагировать на критику и почему медиафутбол – это круто.
Полина, привет! В 2016-м году ты начала активно ходить на матчи «Динамо», которое тогда играло в ФНЛ. Как появилась любовь к «бело-голубым»?
Любовь к команде перешла по наследству от папы: мой дедушка был полковником пожарной охраны в структуре МВД, чьим ведомственным клубом было «Динамо». При этом ни дедушка, ни другие мои родственники не болели за «Динамо», а папа с детства проникся клубом. Он приучил к «динамовским» цветам и меня – в детстве в моем гардеробе не было красно-белых сочетаний!
Всю жизнь у меня висели вымпелы команды, уже в 9 лет я получила удостоверение болельщика «Динамо». Я знала состав команды наизусть, смотрела матчи с папой, но никогда не следила плотно за клубом – для меня это был скорее father daughter moment.
Осознанная любовь к футболу пришла благодаря шоу «Что? Где? Когда?», в котором я работала. В мае 2016 у нас был выпуск со сборной России в качестве знатоков: меня тогда особенно восхитили интеллигентность Акинфеева и харизма Дзюбы. И после того эфира я по-настоящему прониклась футболом – на ЕВРО-2016 смотрела даже игру Швейцарии с Албанией. После этого я начала ходить на домашние игры «Динамо» – в тот год в ФНЛ. Там была своя атмосфера - бесконечные победы и 2000 зрителей на «Арене Химки». Только самые преданные!
Как появилась возможность попасть на работу в любимый клуб?
Такая возможность не появляется, её нужно организовывать: надо искать, где вы можете быть полезными. Все хотят работать в условном «Зените», но там хватает специалистов. Ищите место, где вы будете нужны: начните хотя бы с команд ФНЛ. В спорте хорошие специалисты очень востребованы – особенно во Вторых лигах. Стоит идти туда, где вы можете помочь.
При этом ты организовала возможность попасть сразу в «Динамо», а не в клуб ФНЛ или Второй лиги.
В моем случае сложилась уникальная возможность – было такое время, когда медийка «Динамо» не была еще так развита и как раз там требовалась помощь. Я увидела, что в аккаунте клуба в Instagram* всего 26 тысяч подписчиков. Это же мой любимый клуб с большой историей, как такое может быть? Заниматься соцсетями я начала еще в «ЧГК», поэтому понимала, как они работают и что сделать для раскрутки социальных сетей «Динамо».
Я написала огромный трактат, что можно добавить в соцсети «Динамо» и прислала пресс-атташе. Вот и все мое «блатное» попадание в команду! Я сама создала себе эту возможность.
Как проходил процесс трудоустройства в клуб?
Пару раз меня пригласили написать тексты для сайта. Мои труды по соцсетям посмотрели, но фидбека сразу я не получила. В меня поверил фотограф «Динамо» Костя Твердовский, до которого дошел мой проект по социальным сетям. Он и пресс-атташе Игорь Ершов дали мне «ключи» от социальных сетей и возможность творить.
Тебе дали пароль от инсты «Динамо». Что было дальше?
Я познакомилась с SMM клуба Колей Волковым, тогда он работал над всеми соцсетями «Динамо», а сейчас он пресс-атташе «Динамо-2». Вместе мы начали работать над медиа. И вот так девять месяцев я работала бесплатно – каждый день я жила этим, придумывала новые форматы, ездила на тренировки, матчи и основы, и молодежки. Нашими усилиями соцсети «Динамо» начали расти, а меня хорошо принимала аудитория.
Самая безумная история, когда ты бесплатно работала в «Динамо»?
Апогеем моего «блатного» попадания в клуб стал случай, когда я потратила свои сбережения на то, чтобы на 3 дня приехать на сборы «Динамо»! Тогда на сборах были только пресс-атташе и фотограф: мне было обидно, что мы упускали кучу контента и поэтому я просто купила билеты и прилетела
После этой поездки в руководстве поняли – «надо ее оформлять в команду». Но из-за ковида мое официальное попадание в «Динамо» отложилось.
Вспомни день подписания контракта с «Динамо». Что это за ощущения?
7 июля 2020-го я подписала контракт и официально стала SMM-щиком «Динамо». Я не очень помню свои ощущения перед этим днем, но для стало символично, что это произошло в день большого праздника – рождества Иоанна Предтечи. Уже дома я пыталась осознать, что я дошла до того момента, когда я официально работаю в «Динамо». Этот день я запомнила навсегда.
Насколько ожидания от работы в топ-клубе российского футбола совпали с реальностью?
Ожиданий и не было: я хотела приносить пользу любимой команде, а не просто стремилась в топ-клуб. Для меня, конечно, была важна личная самореализация, но больше я думала о пользе «Динамо» – детская любовь к клубу мотивировала меня трудиться. Поэтому аудитория так тепло приняла меня: они видели мою настоящую любовь к «Динамо». Я такая же болельщица с трибуны и рассказываю про жизнь команды.
В «Динамо» ты была ведущей клубного ТВ. Твой секрет, как найти подход к футболистам и сделать их органичными в кадре?
Вопрос в правильном позиционировании себя. Главный барьер, почему многие девчонки не могут брать интервью у футболистов – к ним относятся, как к принцессам, которым нельзя сказать ничего лишнего. Я сразу поставила себя в команде как «свой пацан»: дружила с ребятами, ходила только в экипировке, как и любой сотрудник – не выделялась. Я всегда старалась помогать ребятам и они отвечали мне тем же. Например, при мне в «Динамо» был футболист Роман Евгеньев, который ни в какую не хотел давать интервью, это у него уже фишка такая была даже. В матче с «Локомотивом» он вышел капитаном, забил и мы выигрывали 5:1 – ну как не взять интервью именно у него! Но он снова отказывался: тогда другие игроки команды сами заставили его сказать пару слов на камеру! Эта история показала отношение футболистов ко мне, как к другу: они понимают, как мне важно хорошо выполнять свою работу и стараются помогать в этом.
Наверное, одним из главных твоих кейсов в «Динамо» стала товарищеская игра с «Амкалом». Концерт Егора Крида, первый и пока единственный гол Александра Овечкина в футболе. Как ты пережила этот сумасшедший день?
Для меня этот день ознаменовался дебютом Овечкина за футбольное «Динамо». Его фигура для меня – особенная: я общалась с Сашей несколько раз, это уникальный человек. С самого утра я была на базе, снимала контент для влога. Засняли моменты: как Овечкин приезжает на базу, получает форму – прожили этот особенный день вместе с ним.
Уже на матче все было праздником и феерией с точки зрения маркетинга. Для болельщиков «Динамо» и хоккейных фанатов было классно увидеть Овечкина на поле, для фанатов медиафутбола игра «Амкала» с профессиональным клубом стала важным событием. Этот день – праздник, который запомнится на всю жизнь.
Как ты оценишь «динамовский» этап твоей карьеры по десятибалльной шкале?
По вкладу в мое развитие – сто из десяти. Оценивать, сколько внесла в «Динамо», не буду, но без лишней скромности скажу, что я вложила много сил в развитие клуба. Не я одна: это заслуга большой команды. Тем не менее, горжусь тем, что стала частью медийной истории любимого клуба. Можно только мечтать о такой карьере: за пару лет от SMM-щика до пресс-атташе – первой женщиной официально на этой должности в РПЛ.
Самое лучшее воспоминание за время работы в «Динамо»?
Самая яркая часть работы в «Динамо» связана с тренерским штабом Сандро Шварца. Он построил потрясающую команду, которая была единым коллективом внутри. Он объединял нас как семью каждый день. Весь его период работы в «Динамо» в первую очередь всплывает, когда я вспоминаю о работе в клубе.
И, как ни странно, ярко врезался в память финал Кубка России-2022. Последний вечер с той командой стал очень запоминающимся для меня. Хоть я и рыдала на поле «Лужников» после того матча, для меня та команда стала самой важной в моей футбольной истории – такое вряд ли когда-либо повторится
«В медиафутболе нет такого напряга»
После ухода из профессионального футбола ты стала частью ФК «10» – супер-масштабного и громкого медиафутбольного проекта. Как случился мэтч между вами?
Это было очень забавно – мне просто позвонил Азамат (есть же такая шутка в комьюнити – звонок от Азамата: именно так он приглашает к себе в команду). Он сказал «Здравствуйте, Полина, меня зовут Азамат Мусагалиев. Может, знаете такого». А я растерялась, промолчала, тогда он продолжил «Ну если не знаете, ничего страшного!». Он рассказал мне про «Десятку» – мне откликнулся их вайб.
Важный аргумент – главным тренером ФК «10» тогда был Ваня Новосельцев, с которым я уже была знакома. Я подумала о том, что все складывается в пользу этого предложения. Помню, что в том же звонке сразу согласилась, хотя у меня и были более выгодные предложения.
Как ты познакомилась с феноменом медиафутбола?
Весной 2022-го, когда «Амкал» играл с молодежкой «Динамо». Меня отправили на эту игру, потому что для нас это была классная возможность снять контент. Тогда я вообще не знала, кто такой Герман Эль Класико (создатель «Амкала» и главное лицо клуба – прим.), Вася Маврин (один из самых эпатажных футболистов медиалиги – прим.) и другие. Я гуглила фото игроков «Амкала», чтобы понять, как они выглядят!
Я благодарна ребятам из «Амкала»: они увидели, что я растерялась, и сразу начали подсказывать, помогать. Андрей Шмидт (SMM «Амкала») до сих пор главный советчик в медиафутболе для меня. Я сразу прониклась вайбом «Амкала»: ребята помогли мне влиться и к концу матча я уже поняла, что медиафутбол – это круто.
Чем работа в профессиональной команде отличается от работы в медиафутболе?
Разница колоссальная. Во-первых, график: в «Динамо» я жила на базе, работала 24/7, ездила на все выезды и сборы, перестала видеть родных и близких. Я понимала, что мне нужно отдыхать. Как раз таки в медиафутболе нет такого напряга. А еще во многом проще потому что медиафутболисты лояльнее к съемке контента: они знают, что это надо им так же, как и нам.
Один из главных «козырей» медиафутбола – открытость игроков. Исходя из твоего опыта, действительно ли существует такой яркий контраст между профессиональными и медийными командами?
В медиафутболе игроки понимают, что съемки – это часть их заработка. Снимать тиктоки, танцевать: все были согласны сразу же. Однажды я провела эксперимент: не задавая вопроса, дала футболисту микрофон и он сам сделал контент. Игроки Медиалиги сами знают, что сказать, их просто нужно плавно к этому подвести.
Расскажи, как был устроен твой матчдэй в медиафутболе.
Я старалась брать лучшее из футбола и медиафутбола, соединяя это. Мне нравится структурность в проффутболе. Мне кажется, одно из моих достижений в «Десятке» именно в том, что я смогла внести эту профессиональную системность в социальные сети.
«Делайте с душой – зрители это почувствуют»
Ровно перед записью этого разговора ты объявила об уходе из «Десятки».
Я человек, который не умеет сидеть на месте, даже в очень комфортном месте, когда чувствую, что перестаю расти и развиваться. В «Десятке» было классно, особенно команда и коллектив, поэтому было тяжело уходить. Но мне кажется, я за два года сделала всё, что должна была и поэтому пора было двигаться дальше. В «Десятке» мне не хватало работы в кадре. Я профессиональная ведущая. Когда есть что-то, что получается и нравится, не хочется закапывать этот талант в землю. Медиа-менеджмент – это классно, но мне нужно было расти и в этом направлении.
В ФК «10» не были против, чтобы я развивалась где-то ещё: но серьезные проекты требуют серьезного включения и, как сказал Азамат, «если любишь - отпусти».
Твоя новая глава: Okko. Поделись первыми впечатлениями от работы в проекте.
Это новый вызов для меня – я много лет работаю ведущей и я думала, что вести новости будет легко, классно и по кайфу. Оказалось, что это очень сложно! Это совершенно новая грань профессии для меня: я привыкла работать в своей «органике», быть живой, эмоциональной в кадре – «брать харизмой», а здесь нужно четко, профессионально и бесстрастно проговаривать новости. Что, оказывается, не всегда легко для меня!.
Работа в Okko – это большой шаг для меня и возвращение на телевидение. Я учусь по-новому смотреть на профессию, раскрывая себя. Получаю фидбек, что эта работа очень мне подходит. При этом я вечно ухожу в самокритику. Это классно: когда видишь в себе недочеты, ты продолжаешь расти.
Помимо Okko, ты недавно стала частью ютуб-проекта «Мяч Production». Чем ты там занимаешься?
«Мяч Production» – это моя любовь с первого взгляда! После первой встречи с Сашей Журавлевым и его командой я сразу поняла, что очень хочу работать с этими ребятами. И удивительно, что я стала первой девочкой на «Мяче». Для меня это движение в новый горизонт. На канале работают настоящие профессионалы в футболе и блогерстве – хочется им соответствовать. Ребята очень хорошо меня приняли. Я в восторге от команды и от того, как работает «Мяч». Это 100% лучший ютуб-канал о футболе.
С первых же дней я почувствовала себя как в семье. Атмосфера такая же, как в «Динамо» при Сандро Шварце! На недавней Премии СБК «Мяч» взял номинацию «SMM года» и «Блогер года» – Саша, выйдя на сцену для получения награды, позвал с собой всех причастных к проекту, кто был на премии, и много говорил о заслугах своей команды. Этот поступок очень характеризует Сашу – он помогает максимально развиваться своим ребятам и просто ценит их. Хочется принести пользу его проекту.
Блиц! Опиши работу в профессиональном футболе одним словом.
Включенность 24/7.
Опиши работу в медиафутболе одним словом.
Креатив. Очень много всего, что можно сделать. В профессиональном футболе можно выделиться с минимумом креатива, в медиафутболе это нереально.
Опиши работу в ютуб-проекте одним словом.
Любовь к своему делу.
Опиши работу в ТВ-проекте одним словом.
Собранность.
Какой бы совет ты дала тем, кто после этого разговора решит начать свой путь в спорте?
Если вы действительно любите это дело, то нужно идти в спорт. Я бы не выдержала тот напор в «Динамо», если бы не любила клуб. Не нужно ничего бояться. В спорт попасть вообще несложно.
Не нужно ставить себе задачу сразу работать в, например, ЦСКА. Начните с команд поменьше. Делайте все с душой – зрители это чувствуют. В спорте не такой уж большой рынок: много желающих, но мало специалистов.
И финальное. Продолжи фразу: «работа в спорте – это...»
Работа в спорте – это любовь к своему делу, эмоции и жизнь.